el_gato_rochas


Константин Щеников

записки дикого, но приручённого


Previous Entry Share Next Entry
это что-то умное, к чему название придумаю позже.
el_gato_rochas
Будучи музыкантом в самом расцвете сил и начале пути я всё же имею некоторый опыт, которым могу поделиться. Или вернее, я запишу для себя несколько мыслей, к которым сам буду возвращаться. А если кто на эти бредни наткнется сам виноват, то может использовать свободно в качестве инструкции в хождении по граблям.


ПЕРВАЯ МЫСЛЬ
"Тот, кто честно учился, без работы не останется", её я прочитал у Кванца и понял, что сам тайно надеясь на верность подобной установки, учился именно честно. Я серьёзно постигал кроме игры на инструментах весь набор теоретических дисциплин, предлагавшийся на двух факультетах - гармония, полифония, анализ. В результате сейчас я не боюсь остаться без работы, так как в музыке могу и умею очень многое. Преподавать, играть, писать музыку на заказ, делать аранжировки и переложения, делать аудио минусовки, играть, и пр... мне всегда найдется чем заняться. Всем из пречисленного я периодически зарабатываю, то и дело меняя дополнительные источники дохода. И я не считаю, что я в этот момент распыляюсь, напротив, я считаю, что я занимаюсь одним и тем же делом - музыкой. Этот широкий набор навыков позволяет мне широко смотреть на вещи и постоянно помогает на практике.
Ну и чисто житейски:мне не скучно. Постоянное переключение с одной грани на другую внутри одной глобальной задачи помогает мне уйти от рутины и накатанной дороги, а рутина - это самое страшное, она может превратить юношескую мечту, любимое дело в суровую обузу.

МЫСЛЬ ВТОРАЯ, из первой плавно вытекающая.
Внутри профессии нет лишних знаний, более того, нет знаний, которые 'ценны сами по себе'. Если какой-то из педагогов вам говорит, что его предмет нужен и важен, просто потому что знание само по себе ценно, это значит, что он сам не умеет своим знанием пользоваться, а если речь идёт о таких вещах, как гармония, то выводы можно сделать совершенно неутешительные. Я писал об этом чуть раньше. Если честно, я учил большинство этих наук сразу именно как "самоценные" благодаря природному любопытству, долго не понимая как именно на практике они могут пригодиться, мне лишь повезло встретить человека, который научил этим всем пользоваться, что называется, каждый день.

Все знания внутри профессии могут и должны служить на практике.
Даже из таких, на первый взгляд, 'исключительно самоценных' и 'просто расширяющих кругозор' предметов, как музлитература или история музыки можно получать исключительно практическую выгоду. Знание, кто у кого учился, совмещенное со знанием их музыки, кто с кем дружил и просто жил в одно время поможет яснее увидеть как одни и те же композиционные (гармонические, фактурные, тембровые) приемы развивались и менялись со временем. Четкое осознание такой перспективы поможет найти четкие технические приемы для ясного исполнения. Позволит понять, что похожие на первый взгляд вещи у Баха и Бетховена играть похожим образом нельзя, ибо корни у них разные и наоборот.

Ну а знание теории и гармонии... тут у меня масса примеров. Элементарно от транспонирования (когда вокалист говорит "ой, чёта мне высоко/низко", а тебе не надо откладывать на потом и тратить дома время на переписывание партии) и умения читать с листа по любым нотам (это именно от хорошего знания гармонии, не по одной нотке и от аккорда к аккорду медленно продвигаешься, а глазом и мозгом видишь сразу целые аккорды и последовательности). Тоже примеров из практики достаточно.
Звонит мандолинистка и предлагает концерт срочно и за хорошие деньги, аккомпанировать ей по фортепианным нотам... Мне не надо тратить пару дней на переложение, я и с фортепианных нот прочитаю более-менее. Может быть не блестяще с первого раза, но нужные пометки в процессе дело облегчат.

Сегодня была репетиция Вивальди в капелле. Этот концерт - мой вызов самому себе, я играю континуо на гитаре: есть капитальное отличие в мышлении континуо относительно лютни, плюс гитара у меня ренессансная, на кварту выше обычной, в этом строе я играл два с половиной раза. Первую репетицию мозг бунтовал, но к концу сдался. Ну я уж не говорю о ценности гармонии, когда ты видишь ми диез, над ним 7/5 и мыслишь это в транспорте на кварту - это мне пока не даётся сходу, но не кажется теперь таким уж высшим пилотажем.
В общем, всё это хвастовтво ради одного заключения: благодаря честному учению мне не нужно много времени, чтоб подготовиться к концерту и сыграть его на приемлемом уровне. В некоторых кругах за мной закрепилась репутация и теперь я уже выбираю с кем и что играть, потому что не в состоянии согласиться на все предложения. Даже в узкой специализации исполнителя мне есть чем заняться и как применить знания.

Ну и про "узкую специализацию" отступление. Был я знаком с одним вокалистом, когда он поступал в консерваторию, он получил 10 баллов из 10 по спец, что его несказанно окрылило и вознесло моментально на музыкальный олимп, правда лишь в его представлениях. Он, нуждаясь в работе, стал её искать в театрах, при этом смело отказываясь от мест в хоре. "Вокалист и хор - вещи несовместимые. У меня узкая специализация" - заявлял он - "Я - вердиевский баритон". Надо ли говорить, что в солисты его никто так и не принял, а хоры очень быстро укомплектовались, так что пошёл товарищ листовки раздавать. На 3 курсе он с радостью работал в церковном хоре, а далее я не в курсе как пошла его судьба.
Это то же самое, что на гитаре играть, только по гитарным нотам, а по слуху/басу/фортепианным нотам не уметь, не уметь стиль быстро понимать и пр, это всё - узкая специализация.

ТРЕТЬЯ и заключительная.
Есть лишь два типа движения - вперёд и вверх (когда занимаешься регулярно) и назад и вниз (когда нерегулярно). Оставаться на одном уровне практически невозможно, для этого нужны чётко выверенный регулярный минимум занятий и несгибаемый график, что возможно только для сферического музыканта в вакууме. Развивается то, что работает.
И опять же, если посмотреть на дело шире: играть одно и то же, не изучать что-то новое - это всё профессиональный застой, который ведёт лишь назад и вниз. Освоить новый строй, научиться транспонировать, опробовать разные типы аккомпанемента в разных стилях, импровизации, сочинения, переложения... Это всё только помогает какому-то одному главному делу, если есть что-то одно, что можно определить как главное, а если нет, то просто развивает в профессиональном плане и помогает становиться лучшим в своём деле.
В этом смысле историческое исполнительство обеспечивает меня занятием на всю жизнь - копать источники, осваивать трактаты, а уж самого музыкального материала - много жизней надо, чтоб всё успеть...

А если посмотреть на дело ещё шире, то о каких-то подобных вещах говорили многие успешные профессионалы в совсем других областях. Примеры у них были на всё свои, но принципы похожие улавливаются.
Короче, пойду позанимаюсь!
Tags:

  • 1
Истину глаголешь, боярин!

Костя, собственно к логичному итогу поста скажу: ни в каком искусстве нет ничего второстепенного, есть востребованное или невостребованное в той или иной ситуации, есть кому-то интересное или неинтересное, но ненужного не бывает. Чем ты эрудированнее и лучше подготовлен, тем лучше работаешь. Это и есть верное в данном вопросе.:)
Так что +1.

Спасибо, Люба!
Я имел в виду как раз, что знания внутри профессии и внутри примыкающих к ней - это не просто отвлчённая эрудиция, это необходимые знания.

В том и дело, что не всегда люди это понимают. Например, студенты театральной академии часто думают, что им не сильно нужны уроки танцев или фехтование, поскольку типа у кого-то из них амплуа этого не подразумевает. Мол, главное актерское мастерство, а все прочее - просто для общего развития. Ну, да, некоторые не сильны в этих вещах и потом занимаются чем-то без этого. Есть примеры. Однако в массе своей чаще выигрывают актеры, которые знают и умеют больше разнообразных вещей.

  • 1
?

Log in